Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка [2].
Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий, которые не используются изолировано. Идет активный процесс их интеграции. На практике эта технология реализуется посредством применения разнообразных методов и форм работы. В настоящее время большой популярностью пользуются такие методики изучения английского языка, как коммуникативный метод, проектная и деятельностная методика и другие. Современные лингвистические школы ведут неустанную разработку все новых и новых методов изучения английского языка и запоминания иностранных слов: ассоциативный способ, метод погружения, экспресс-метод [7].
Большой объем информации и быстрое обновление знаний заставляют учителя иностранного языка переходить на новое мышление – критическое, творческое и диалектическое и искать воплощение этих идей при выборе учебно-методического комплекса. В методике обучения английскому языку применяю определенные технологии обучения, многие из которых направлены на развитие умений постановки цели, на планирование результата своей деятельности, осуществление информационного поиска и извлечение информации из различных источников, её дальнейшее использование для планирования и осуществления своей деятельности.
Основной задачей учителя является обучение детей умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Для эффективного обучения важно:
- Изучать личность каждого ученика и коллектив в целом путем наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями;
- Использовать при организации общения по возможности такие ситуации и предлагать такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связанные с его личным опытом, побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения;
- Поддерживать интерес к учащимся с низким речевым статусом и низким статусом популярности при организации парной и групповой форм работы;
- Систематически обращать внимание коллектива учащихся на успехи отдельных детей в деятельности [1].
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Какой вид деятельности является самым интересным для ребенка? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации.
Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, следует проводить различные релаксационные паузы
Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться на пении. Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
Применение на уроках иностранных языков современных информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка активно использую различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, внеурочная деятельность, Неделя иностранных языков, олимпиады по языку. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников и международных конкурсах по английскому языку «British Bulldog», «Олимпус», Видеоуроки, показывая хорошие результаты.
Формы контроля на уроках английского языка
Эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков, органически вплетаются в содержание конкретного урока и вытекают из задач конкретного занятия [8].
Контроль на уроках может быть индивидуальным или коллективным. Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний. Он может быть устным или письменным.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех учащихся.
Фронтальный опрос имеет определенные достоинства и недостатки. К его положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех учащихся группы, возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в группе. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует умственную деятельность, внимание, сосредоточенность, вырабатывает быструю речевую реакцию на иностранном языке, а это, в свою очередь, повышает обучающий эффект процесса контроля. Однако фронтальный опрос дает поверхностное представление о знаниях учащихся, он является относительно неглубоким в силу определенной рассредоточенности внимания учителя на многочисленные объекты.
Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. Не более трети урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе.
Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. На первом этапе дается установка ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой парты, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся. Второй этап – это выступление перед классом. Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. [9]
Для обучения самоанализу и самооценке я стараюсь строить устный опрос так, чтобы мои ученики могли проанализировать свой ответ или ответ одноклассника. Это, во-первых, позволяет проверить уровень усвоения материала теми учащимися, которые не задействованы в устном опросе, а, во-вторых, составить объективную картину реального уровня понимания и усвоения материала всем классом или обучающейся группой.
Неформальный (текущий) контроль может затрагивать как языковые факторы (например: письменные и устные домашние задания, деятельностные задания по говорению, аудированию, чтению и письму, письменные грамматические и лексические задания и др.), так и неязыковые (например: отношение к изучению языка, старательность, участие в работе на занятии, работа в группе, организованность, пунктуальность, презентабельность ответа и др.).
Специфика неформального контроля состоит в том, что его осуществление не требует создание таких условий, в которых учащиеся чувствовали бы себя проверяемыми, как это происходит при формальном контроле. Неформальный контроль носит непрерывный характер, поскольку осуществляется в течение всей четверти, учебного года. Поскольку неформальный контроль – это лишь один вид и одна часть контроля вообще, его результаты следует периодически сопоставлять с данными формального контроля и самоконтроля. Данные неформального контроля следует рассматривать не обобщенно, а в каждом конкретном случае отдельно и использовать для совершенствования учебного процесса, в котором учащиеся могли бы максимально реализовать свой потенциал.
Правильный отобранный теоретический материал, эффективно закрепленный на практике посредством интеграции разных методических приёмов в ходе совместной творческой деятельности ученика и педагога, является качественной инновационной стратегией современного учителя.
Литература:
1. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.// Москва, АРКТИ 2004.
3. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе.-2003.- 4.
4. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.
5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.
6. Открытые уроки http://art-roerich.org.ua/humaneped/open_lessons.html
7. Университетские чтения- 2011 http://library.pglu.ru/files/public/unuvread Обучение английскому языку на начальном этапе в условиях ФГОС нового поколения.
- Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – Обнинск: Титул, 2010.
- Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку// ИЯШ. -2005.- №7.
|